Крестные Хода
"Петр Великий" в память Шелонской битвы...
О КРЕСТНЫХ ХОДАХ
Вопрос 1. Что такое
Крестный ход?
Крестным ходом называется торжественное
шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими
святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые
дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник
Богоявления для Великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа
в водах Иордана; в праздник второго Спаса 1/14 августа для водоосвящения, а
также в честь святынь и великих церковных или государственных событий.
Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо
важным случаям.
Вопрос 2. От чего произошли Крестные ходы?
Так же, как святые иконы, Крестные ходы
получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали
торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием.
Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа,
книги Царств, Псалтирь и других.
Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта
во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого
последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное
обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное
падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего
народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями
Давидом и Соломоном.
Вопрос 3. Что означает Пасхальный Крестный
ход?
С особенной торжественностью празднуется
Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую
субботу, поздно вечером утреней. На утрени, после полунощницы совершается
Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма,
чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам,
встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают
весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы
шествуют навстречу воскресшему Спасителю.
Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой
Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в
храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в
храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести:
– Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот
даровав! Крестный ход входит в храм, подобно тому как жены мироносицы пришли в
Иерусалим с радостной вестью ученикам о воскресшем Господе.
Вопрос 4. Что означает Крестный ход
с плащаницей на Страстной седмице?
Этот скорбный и плачевный крестный ход совершается в воспоминание погребения
Иисуса Христа, когда благообразный Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери
Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли
от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую,
по обычаю иудейскому, положили тело Христово. От горы Голгофы до погребальной
пещеры расстояние было около 60 метров.
В воспоминание сего священного события – погребения Иисуса Христа – и
совершается этот Крестный ход с плащаницей, которая представляет тело умершего
Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.
Апостол говорит верующим: "Поминайте мои узы" (Кол. 4, 18). Если Апостол
заповедует христианам воспоминать его страдания в узах, то насколько сильнее мы
должны воспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти
Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе мы не жили и не разделяли тогда скорби с
Апостолами, поэтому в дни страстной седмицы мы воспоминаем их скорби и сетование
об Искупителе нашем.
Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти
Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо
по словам Апостола: "С Ним страждем, да с Ним и прославимся" (Рим. 8, 17).
Вопрос 5. По каким чрезвычайным
случаям совершаются Крестные ходы?
Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных
властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего
народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной
болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.
Вопрос 6. Неужели усердная молитва
с сокрушенным сердцем не может заменить Крестные ходы?
Истинно верующему страшно прекословить Богу и избирать себе от закона что
хочется, а должно беспрекословно исполнять волю Божию.
Неужели все праведники – Моисей и Давид, Соломон и весь Израиль, не имели
сокрушенного сердца и усердной молитвы? Все это они имели, но и Крестные ходы
совершали. От Крестного хода Иордан разделился и стены Иерихонские пали. Вот и у
нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора,
губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество
совершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и
покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания,
посылаемого нам от Бога.
Вопрос 7. Что такое хоругви, без
которых никогда не совершаются торжественные Крестные ходы?
Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во
время его жертвоприношения, явил ему дугу в облаках и назвал ее заветом вечным
между Богом и людьми (Быт. 9, 13-16). Как дуга во облаках напоминает нам о
завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит нам всегдашним
напоминанием об избавлении нас на Страшном суде от духовного огненного потопа на
грешных.
Второй прообраз хоругвей был по выходе Израиля из Египта во время их перехода
через Чермное море. Явился Господь им в столпе облачном, и все воинство фараона
покрыл тьмой от сего облака, и погубил их в море, Израиль же спас. Так и мы
видим на хоругвях образ Спасителя, как облак, явившийся к нам с небес для
поражения врага нашего – духовного адского фараона – диавола со всем воинством
его. Крепкий во бранех Господь всегда поборает за нас и прогоняет силу вражию.
Третий прообраз наших хоругвей был тот же облак, покрывавший скинию и осенявший
Израиль во время путешествия в Обетованную землю. Весь Израиль взирал на
священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого
Бога.
Еще один прообраз наших хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут
Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали
исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал крестное страдание Иисуса
Христа (Ин. 3, 14-15).
Так и мы, неся во время Крестных ходов хоругви, возводим телесные очи к образам
Спасителя. Богородицы и святых; духовными же очами восходим к Первообразам их,
сущим на небесах, и получаем духовное и телесное исцеление от греховного
угрызения духовных змиев – бесов, искушающих нас.
Вопрос 8. Почему каждый приход
имеет свои хоругви?
Во время путешествия сынов Израилевых в
Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений,
или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их
колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при
всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена
Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во
время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест,
отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская
прогоняется.
Поэтому у нас хоругви служат победительным оружием на врага, который трепещет их
и прогоняется от христианских мест и жилищ.